Проект находится в стадии подготовки и фандрайзинга.
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться в пространстве. Вместе с тем специфические особенности пространственных представлений как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
В исследованиях учёных изучалось решение детьми вариативных пространственных задач и было показано, что пространственные представления формируются, прежде всего, на основе практической ориентировки в пространстве, обследования его свойств. Данная гипотеза получила подтверждение в исследованиях В.В. Холмовской, К.В. Тарасовой, Е.Л. Агаевой и др.
По мнению Т.А. Мусейибовой лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения на разных этапах.
Проблемы с пространственным мышлениям приводят к различным видам дисграфии, нарушениям письменной речи. Проведение профилактической работы на уровне дошкольного образования поможет уменьшить количество детей, имеющих нарушения
письменной речи.
Поэтому мы считаем актуальной проблему формирования у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентирования в двух и трехмерном пространстве. Способность ориентироваться в окружающем и осознавать различные способы отсчета при определении своего положения или другого объекта в пространстве выступает необходимым компонентом подготовки ребенка к школе. Проведение специальных занятий и мероприятий, требующих от дошкольников проявления качеств восприятия пространства, помогут выявить возможные проблемы на ранней стадии.
Проведенные нами опросы специалистов дошкольных учреждений, а также родителей, показали, что формированию пространственного мышления у детей уделяется недостаточное внимание. В первую очередь это связано с тем, что такие упражнения носят специфический характер, требуется участие специалистов, имеющих компетенции в области методов и средств развития качеств ориентирования в пространстве.
Такими специалистами являются тренеры по виду спорта «спортивное ориентирование».
На территории города Самары подобные проекты ранее не реализовывались. Возрастная группа 5-6 лет практически не охвачена в учреждениях спортивной направленности по направлению «спортивное ориентирование». Младшая возрастная группа – до 8 лет на физкультурном мероприятии «Кубок Парков Самары», как правило участвует в соревнованиях с помощью родителей, системных занятий с ней не ведется.
В рамках реализуемого проекта, будет обеспечено распространение опыта работы по развитию пространственного мышления у юных спортсменов в виде спорта «спортивное ориентирование» на дошкольное воспитание детей. Основная целевая группа проекта – это дети, занимающиеся в дошкольных образовательных учреждениях, в старших и подготовительных группах, а также воспитатели таких групп. Во время занятий и мероприятий пространственное мышление у детей будет развиваться. Одновременно будут выявляться проблемные в этом отношении дети, которые требуют дополнительного внимания.
При реализации проекта будет накоплен опыт в проведении таких занятий, что позволит внести усовершенствования и распространить этот опыт на более широкую аудиторию.
В качестве первого шага, для реализации проекта выбрано 5 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Предполагается охватить не менее 150 детей. При дальнейшем развитии проекта, предполагается расширить деятельность на другие дошкольные учреждения города Самары.
Таким образом, цель проекта:
Развитие пространственного мышления у дошкольников г. Самары путем освоения навыков ориентирования в пространстве с помощью карты.
Задачи проекта:
Формирование дидактической и методической базы для организации занятий по пространственному мышлению.
Организация специальных занятий по формированию пространственного мышления в дошкольных учреждениях.
Проведение соревновательных мероприятий по спортивному ориентированию в дошкольных учреждениях.